ИМЕНА ПИСАТЕЛЕЙ В НАЗВАНИЯХ УЛИЦ
Межрегиональный исследовательский проект
Библиотечно-информационный юношеский центр им. В.Ф. Тендрякова
БУК ВО "Вологодская областная универсальная научная библиотека"
ИМЕНА ПИСАТЕЛЕЙ В НАЗВАНИЯХ УЛИЦ
Межрегиональный исследовательский проект
Библиотечно-информационный юношеский центр им. В.Ф. Тендрякова
БУК ВО "Вологодская областная универсальная научная библиотека"
Маяковский Владимир Владимирович
(19 июля 1893 — 14 апреля 1930 годах)
Владимир Владимирович Маяковский – русский, советский поэт, яркая личность авангардного искусства 10-20-ых годов прошлого века, проявившая себя в амплуа художника, драматурга, киносценариста, кинорежиссера, киноактера, издателя. Его творчество, во многом реформаторское с точки зрения поэтики, использования языковых средств, оказало значительное влияние на поэзию XX столетия.
Владимир Маяковский родился в 1893 году на Кавказе в семье лесничего. Вольное детство среди покрытых лесами гор, под щедрым южным солнцем, рано пробудило у мальчика поэтическое чувство. Он любил стихи, хорошо рисовал, любил дальние поездки. События первой русской революции (1905) оставили заметный след в биографии будущего поэта. Ученик второго класса гимназии Володя Маяковский участвовал в революционных выступлениях молодежи. После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимался революционной деятельностью, трижды был арестован.
Стихи Маяковского были впервые опубликованы в 1912 в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу», где был помещен и манифест, подписанный Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Бурлюком, в нарочито эпатирующей форме заявлявший о разрыве с традициями русской классики, необходимости создания нового языка литературы, соответствующего эпохе. Воплощением идей Маяковского и его единомышленников-футуристов о назначении и формах нового искусства стала постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 его стихотворной трагедии «Владимир Маяковский» (опубликована в 1914). Декорации для нее писали художники из «Союза молодежи» П. Н. Филонов и И. С. Школьник, а сам автор выступил режиссером и исполнителем главной роли — поэта, страдающего в отвратительном современном городе, изуродовавшем, растлившем своих жителей, которые хоть и избирают поэта своим князем, но не умеют признать и оценить приносимую им жертву.
В 1913 выходит книга Маяковского из четырех стихотворений под названием «Я», его стихи появляются на страницах футуристских альманахов (1913-1915) «Молоко кобылиц», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас», начинают печататься в периодике, издаются поэмы «Облако в штанах» (1915), «Флейта-позвоночник» (1916), «Война и мир» (1917), сборник «Простое, как мычание» (1916). Поэзия Маяковского наполнена бунтом против всего мироустройства — социальных контрастов современной урбанистической цивилизации, традиционных взглядов на прекрасное и поэзию, представлений о вселенной, рае и Боге. Маяковский использует воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык, контрастно оттеняющий традиционные поэтические образы, — «любовь на скрипки ложите», «ноктюрн... на флейте водосточных труб».
Уже в ранних бунтарских стихах и поэмах Маяковского значительное место занимает любовная лирическая тема: «Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог». Любовь «вымучивает душу» страдающего, одинокого поэта. В 1915 Маяковский познакомился с Лилей Брик, которая заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи, свободной от ревности, предрассудков, традиционных принципов отношений женщины и мужчины в «буржуазном» обществе. С именем Брик связаны многие произведения поэта, интимная интонация окрашивает обращенные к ней письма Маяковского. Заявляя в 1920-е годы, что «теперь не время любовных ляс», поэт тем не менее сохраняет верность теме (лирические стихотворения, поэма «Про это», 1923), которая достигает трагически надрывного звучания в последних строках Маяковского — в неоконченном вступлении к поэме «Во весь голос» (1930).
К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности, вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь — от одежды и походки до любви и творчества. Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века, несомненно, оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства — самоубийству.
Сколько лет прошло со смерти поэта, а его произведения включены в программы изучения в школах.
Об улице Маяковского:
В исторической части города находится улица Маяковского, а у здания Вологодского государственного университета на проспекте Победы в мае 1972 года был установлен памятник.
Улица города Вологды, получившая в 1934 году название имени советского поэта Маяковского, образована из нескольких мелких улиц с наименованиями:
1. Малоархангельская по названию бывшей церкви Михаила Архангела постройки 1870 г., находившейся между нынешними улицами Мохова и Пролетарской;
Кирпичный храм в духе провинциального барокко. Был построен в 1780, состоял из одноглавого четверика под купольной кровлей, небольшой трапезной и восьмигранной колокольни. В трапезной были приделы Макария Унженского и Димитрия Солунского. С 1830 своего причта не имел, был приписан к Богословской церкви. Закрыт в 1924, в 1925-1926 разобран.
По имени церкви носила название прилегающая к ней улица – Богословская (ныне Воровского). Приход храма в 1781 году включал в себя 19 дворов. По данным на 1892 год численность прихожан составляла более 170 человек. До 1909-1910 годов к Богословской церкви была приписана церковь Михаила Архангела, располагавшаяся в соседнем квартале.
Церковь Иоанна Богослова являлась одной из интереснейших по иконописи и хранящимся в ней памятникам древности. В 1906 году художником-реставратором Чириковым под наблюдением Императорского Московского Археологического общества были реставрированы около 100 старинных икон храма, в том числе и наиболее почитаемая икона Архистратига Михаила работы изографа Григория Агеева (1687 год). Также в церкви находились иконы Господа Бога Вседержителя, Иоанна Богослова, Богородицы, Св. Троицы, Воскресения Христова и др. Время создания некоторых из них – начало XVII века. Многие иконы из Богословской церкви сегодня экспонируются в Вологодском музее-заповеднике.
С 1930-х годов в этом здании помещалась «Заготпушнина», затем общежитие рабочих стройтреста, организации бытового обслуживания (ремстройучасток). До начала 1990-х в помещении церкви Иоанна Богослова располагались цех по ремонту мебели и цех ритуальных услуг.
Решением исполкома Вологодского областного совета народных депутатов от 08.10.1991 № 434 «Церковь Иоанна Богослова» поставлена на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
В настоящее время здание храма находится в полуразрушенном состоянии, утрачены завершение колокольни и купол. Здание церкви пустует. В 2008 году ООО «Градострой плюс» провело на памятнике противоаварийные работы. Очищена от мусора территория, прилегающая к объекту культурного наследия, разобраны поздние пристройки. В планах – возвращение памятнику его подлинного исторического облика.
2. Соборной горки;
3. Музейной – шла мимо музея и Кремля;
4. Покровской – по названию церкви Покрова постройки 17? г. в проезде Электростанции через реку Золотуху в устье реки Вологды.
Достопримечательности и памятники архитектуры ул. Маяковского.
1. Дом купца Ивана Дмитриевича Кондратьева, д. 11 (дата постройки начало XX в.)
На пересечении современных улиц Маяковского и Засодимского сохранился интересный двухэтажный полукаменный дом, принадлежавший крестьянину И.Д. Кондратьеву. Это было прекрасное здание с симметричным делением фасадов и пышным декором. На первом каменном этаже должна была располагаться торговая лавка, о чем говорят три входа на уличном фасаде. Второй, деревянный этаж, скорее всего, предназначался для проживания семьи хозяина дома. Разнообразие декоративных украшений поражает воображение зрителя. Нижние окна обрамляли лепные вычурные наличники. Деревянный верх изобиловал традиционной вологодской резьбой. На главный фасад выходил изящный балкон второго этажа, располагавшийся над центральным входом.
Симметричное деление фасадов, дополненное пышным декором, ставило его в один ряд с интереснейшими образцами провинциальной архитектуры. Нижний, каменный, этаж постройки с тремя уличными входами, отводился под размещение торговой лавки. На втором, деревянном, этаже, украшенном традиционной вологодской резьбой, находились жилые помещения.
После революции 1917 года, все владения И.Д. Кондратьева были конфискованы, в том числе и этот полукаменный дом. К сожалению, здание было сильно искажено перестройками, а его внешний вид изменился до неузнаваемости.
Уличные входы были превращены в окна, исчез нарядный балкон и многие резные украшения. Главный фасад потерял симметрию, а его оформление стало весьма причудливым и безвкусным. О былой роскоши здания напоминает лишь кружевная лента резьбы под крышей и небольшой уютный балкончик, выходящий во двор.
2. Дом купца Ильинского (Суровцева), д.7 (дата постройки
1890 г.)
Одноэтажный деревянный обшитый тесом дом, выходящий на улицу пяти-оконным торцом, покрытый четырехскатной кровлей. Окна с простыми наличниками с треугольными завершениями, украшенные накладными ромбами и пропильными тягами, объединены подоконной тягой. Простой, но изящный по пропорциям дом органично входит в ансамбль этой части улицы Маяковского и всего окружения церквей Варлаама Хутынского и Ильинской.
3. Дом Шушпановых, д. 5 (дата постройки 1842г.)
Одноэтажный деревянный на каменном цоколе дом, выходящий трехоконным фасадом на улицу. Пример скромного дома второй половины XIX века с традиционным трехчастным построением плана. Углы украшены пилястрами с филенками и стилизованным подобием капителей. Во фронтоне — прямоугольное окно с круглым обрамлением. Прием отделки пилястр и подоконных частей стены перекликается с домом № 15 по Октябрьской улице. Блестяще выполненная резьба в сандриках наличников — пример мастерства вологодских умельцев, умевших скромному, простому по архитектуре дому придать привлекательный нарядный вид.
4. Дом купца ... Семёновича Попов, д. 4 (дата постройки
1890-е гг.)
Двухэтажный деревянный дом конца XIX века (перенесен с улицы Герцена,7), обшитый тесом, с небольшим мезонином-мансардой, завершенной фронтоном. В разрыве карниза дома расположено парадное тройное окно второго этажа с пышным обрамлением, дополненное «бровками» декоративных сандриков на глади стены. Три окна первого этажа также имеют резные обрамления, среднее из которых своими более развитыми формами подчеркивает ось симметрии фасада. Балкон и входная часть несколько отодвинуты от главного фасада в отступающий хозяйственный прируб. Весь дом богато украшен пропильной резьбой, начиная от пилястр на углах здания и под карнизом мезонина, наличников окон и кончая балконом; резьба выполнена со вкусом и богатой фантазией, обрамления хороших пропорций.
5. Дом на Маяковского,д 9 (перенесен с улицы Добролюбова, 18)
Одноэтажный деревянный обшитый тесом дом начала XX века, интересный удачным сочетанием различных стилевых характеристик. Так, объем дома с приподнятыми и выделенными угловыми ризалитами, завершенными балюстрадами на крыше, характерен для зданий стиля модерн. В то же время дом украшен традиционной резьбой наличников окон, фриза и карниза, следующих за перепадами высот здания. По стилю обрамления наличники близки дому на улице Благовещенской, 22, однако применены в совершенно другом контексте, что не мешает созданию цельного впечатления от дома. Смотрится старожилом в последнем уютном островке старой Вологды. На самом деле он стоял в Заречье, а сюда, на правый берег реки, перенесен в 1970-х годах как первая ласточка в неосуществленной программе создания музея городского деревянного зодчества.
В доме сохранился дымник. На новом месте, дом-путешественник, так же используется под жилье.
6. Дом на Маяковского, д. 6 (перенесен с улицы Герцена, 18)
Двухэтажный деревянный дом конца XIX века, обшитый тесом, с небольшим мезонином-мансардой, завершенной фронтоном. В разрыве карниза дома расположено парадное тройное окно второго этажа с пышным обрамлением, дополненное «бровками» декоративных сандриков на глади стены. Три окна первого этажа также имеют резные обрамления, среднее из которых своими более развитыми формами подчеркивает ось симметрии фасада. Балкон и входная часть несколько отодвинуты от главного фасада в отступающий хозяйственный прируб. Весь дом богато украшен пропильной резьбой, начиная от пилястр на углах здания и под карнизом мезонина, наличников окон и кончая балконом; резьба выполнена со вкусом и богатой фантазией, обрамления хороших пропорций.
Немного о современности нашей очень старой улицы.
А на сегодняшний день начало улица берет на пересечении с улицей Ленинградской – на самом берегу реки Вологда.
В настоящее время в самом начале улицы Маяковской разместился арт-объект «Дверь в…» на набережной реки Вологды (2014 год).
Большая кованая дверь украшена изображениями золотых рыбок, солнца, Вологодского Кремля с куполами. Необычный памятник установлен на основании в виде карты Вологды. Вся конструкция весом 1200 килограмм изготовлялась пятью вологодскими мастерами в течении полутора месяцев. Разные части двери они выполнили по-своему, каждый в своем стиле и манере работы. Главная цель этой работы – показать всем, на что способны вологодские кузнецы.
Куда ведет эта дверь? Возможно, в счастье, ведь с ее появлением возник и новый ритуал исполнения заветного желания: нужно потереть латунное солнце в центре арт-объекта, постучать по двери три раза ручкой-молоточком и войти.
Улица Маяковского находится в центре города, в рабочем районе, но нового жилстроительства на ней мало.
На берегу реки в самом начале улицы Маяковского расположена Ленивая Площадка – это место основания Вологды Герасимом Вологодским. Это место фактически то, куда вышел Герасим.
Памятник преподобному Герасиму Вологодскому - Посвящён Герасиму Вологодскому, с чьим приходом связано первое упоминание о Вологде.
Скульптуру преподобного Герасима — основателя Вологды — открыли на набережной реки 28 июня. Памятник создан московским скульптором Олегом Уваровым.
Фигура святого из бронзы и меди высотой в 1 метр 20 сантиметров располагается на перекрёстке улиц Маяковского и Бурмагиных, рядом с памятником 800-летию города. Памятник преподобному Герасиму воздвигли в этом месте не случайно. Скульптура установлена для того, чтобы жители и гости города знали, кто основал Вологду и принес сюда веру.
Памятный знак букве "О" находится на ул. Маяковского, в парке между Софийским собором и домом Шаламова. Этот памятник - подарок ко Дню города, открыт 30 июня 2012 г.
По задумке инициаторов, памятник должен увековечить вологодский говор, который имеет ряд характерных фонетических особенностей.
Выполнила Дидик Мария Петровна Ученица 2 Г класса 30 школы г. Вологды