Главная страница

ИМЕНА ПИСАТЕЛЕЙ В НАЗВАНИЯХ УЛИЦ

Межрегиональный исследовательский проект

Библиотечно-информационный юношеский центр им. В.Ф. Тендрякова

БУК ВО "Вологодская областная универсальная научная библиотека"

8172 72-36-56
E-mail: tendryakovka@ya.ru
Группа в контакте: https://vk.com/imena_pisateley
Улица Тукая Г.
Лениногорск / Республика Татарстан

  • Писатель:
  • Тукай Габдулла
  • О писателе:
  • Будем знакомы: Габдулла Тукай


    Габдулла Тукай — из тех художников слова, которые открывали новые горизонты и новые перспективы перед национальной литературой. В многогранном творческом наследии Тукая непреходящие художественно-эстетические ценности содержатся раньше всего и больше всего в его поэзии.
    Тукай- Основоположник новой национальной поэзии, высоко поднявший знамя гражданственности, народности и реализма. Продолжая и развивая многовековые идейно-эстетические традиции как восточных, так и русско-европейских литератур, опираясь на собственно-национальные истоки и живые родники устного народного творчества, он создал поэтическую школу, под благотворным влиянием которой выросло целое поколение не только татарских, но и других тюркоязычных поэтов и писателей, что является давно признанной истиной.
    Его произведения переведены на 26 языков мира. А стихотворение «Родной язык» — это своеобразный Гимн татарскому языку.
    ... «Родной язык. Родной язык с тобою смело шел я вдаль,
    Ты радость возвышал мою, ты просветил мою печаль». («Родной язык»)
    В татарской культуре нет другой личности, кроме Габдуллы Тукая, которая столь же сильно повлияла бы на последующие поколения поэтов, писателей, композиторов, деятелей искусства, татарскую интеллигенцию. Продолжателями дела Тукая стали Хади Такташ, Наки Исанбет, Муса Джалиль, Ахмет Файзи, Хасан Туфан, Фатых Карим, Фарид Яруллин, Баки Урманче и многие другие.
    «Тукай жил исключительно поэзией и не разменял свой уникальный дар на материальные блага. Поэтому народ назвал его „тугры Тукай“ — „правдивый Тукай“. Обладая редким даром внутренней свободы, он видел смысл жизни порядочного человека в помощи ближнему. Быть достойным нашего великого предка — значит, соответствовать его нравственным идеалам, как бы это ни было трудно в современных условиях»- Рустам Минниханов- президент Республики Татарстан.
    Современникам, как правило, не дано в должной мере оценить ту эпоху, в которой жил Тукай. Только сейчас, спустя столетие, мы видим истинное величие эпохи Габдуллы Тукая. Для тысячелетней татарской культуры Тукай является символом, сопоставимым со значением Пушкина для русской культуры. Как один из основоположников татарской литературы и современного татарского языка Габдулла Тукай дал импульс развитию всех искусств — татарской музыке, живописи, театру. Он является воистину народным поэтом, выразителем духовных поисков, традиций, мироощущения, надежд и чаяний татар.
    «Тукая можно назвать огнедержателем своего народа. Это — огонь любви, это — огонь таланта, это — огонь непримиримости к пошлости, лжи... И этот огонь он завещал нам»- Минтимер ШАЙМИЕВ, первый президент Республики Татарстан.
    Биография: Габдулла Тукай (Тукаев Габдулла Мухаммедгарифович) родился 14/26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Атнинского района РТ) в семье простого приходского муллы. Будучи пятимесячным младенцем, он лишился отца, а в возрасте четырех лет стал круглым сиротой. Дальнейшая судьба мальчика зависела от милости и доброты людей, усыновивших его, хотя и не надолго, и проявивших к нему родительские чувства. Так, в 1892-1895 гг. его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал ее радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом признавался в своих воспоминаниях, Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Действительно, впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и ее простым чистосердечным людям. В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенных Тухватуллиных, кроме того посещал русский класс и проявил высокую одаренность. Начавшаяся в стране революция всколыхнула жизнь и в таком небольшом городке, как Уральск. Здесь появились первые татарские газеты и журналы «Фикер», «Аль-Гасраль-джадид», «Уклар» и другие. Г. Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия» (Тухватуллиных). Началась его «вольная жизнь». Немало трудностей было на пути поэта. Революция шла на убыль. В начале 1907 года власти запретили издание тех татарских периодических изданий, в которых работал и сотрудничал Тукай. Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань, чтобы посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Он здесь быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»). Однако его никогда не покидала мысль о необходимости продолжать традиции национальной сатирической печати, без которой он не мог представить развитие своего творчества и вообще татарской литературы. Частично это осуществилось в издании сатирико-юмористических журналов: «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»). Все свои творческие возможности Тукай, можно сказать, посвятил этим журналам. Через них он яростно боролся со всевозможными проявлениями реакции. Уже ранний период творчества Г. Тукая был отмечен страстной проповедью бескорыстного служения народу, хотя при этом у него преобладала еще риторика любви к нации. Поэт быстро пережил такую просветительскую романтику, все глубже проникая в реальный мир народа. Позднее, в условиях жестокой реакции, он с болью отмечал, как бесчинствующее в стране зло подтачивает «душу народа, силы народа». Поэтому он провозглашал: «Если хочешь волновать народную душу, пусть будет полон напев твой горькой печалью» («Без заглавия», 1908). В творчестве Тукая возникает целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений, в которых исчерпывающе ясно выражено отношение к народу. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнет», «Дача» (1911), «Чего не хватает сельскому люду?» (1912), «Надежды народа...» (1913) и другие являются классическими образцами социальной лирики, в которых с потрясающей силой реализма раскрыта трагедия народных масс. В основе тукаевской поэзии лежит не разговорная, а напевная интонация. Поэтому она быстро подбирает для себя музыкальный ключ. Однако из этого не следует делать вывод, что он отвергал усилия некоторых поэтов, своих современников (например, С. Рамиева), обогатить разговорной интонацией татарское стихосложение. Тукай утверждал, что "беда не велика, что размеры, ритмика, гармония различны. Важен только смысл и умение в совершенной форме пояснить этот смысл.., кроме разве написанного без каких-либо размеров произведения Тургенева "Отцы и дети".В нем нет стихотворных рамок. А между прочим — поэзия«. В годы реакции было непоправимо подорвано здоровье Тукая. Он находился в бедственном материальном положении. Коммерческое отношение книгоиздателей к его произведениям и незаинтересованность самого поэта в личном благополучии, несомненно, сыграли при этом немалую роль. Он вынужден был влачить нищенское существование в холодных номерах гостиниц.
    В пору нового революционного подъема происходят значительные изменения и в жизни поэта. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года пароходом приехал в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай был гостем своего друга поэта С. Рамиева, встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным сюда за революционную деятельность в родном краю.
    Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань-Уфа-Петербург. В Уфе он встречается с М. Гафури. Эта встреча оставила глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепила их симпатии друг к другу. Петербург встречает Тукая холодно. Здесь он не находит людей, подобных Гафури. Разумеется, передовая национальная интеллигенция Петербурга не осталась равнодушной к визиту любимого поэта. Узнав о нем с опозданием, она стремилась оказать свое внимание. Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань вернулся в начале августа. Работал в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать. Последние годы жизни и деятельности Тукая свидетельствуют о том, что писатель, все ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («Первое мое дело после пробуждения», «По случаю юбилея» и др.). Поэт вынужден был вести постоянную, непримиримую борьбу не только с жестокой действительностью, но и с собственными заблуждениями и иллюзиями, которые рождались в мучительных поисках правды и справедливости.
    2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало. Он ушел из жизни в расцвете своего таланта. Ему было всего 27 лет.

  • Об улице:
  • Говорят, что улицы и дома
    хранят память о мгновениях счастья,
    пережитых любящими душами....

    Марк Леви

    Дом... улица... город. Слова эти в нашем сознании находятся рядом. Но часто ли мы задумываемся, почему они получают такие названия. Названия многих улиц напоминают о событиях важных и интересных в истории нашего города. Многие из них названы по фамилиям известных писателей, художников, героев, актеров, общественных деятелей. Все мы привыкли к улицам, на которых живем, по которым ежедневно ходим и ездим. Но мы не всегда задумываемся над тем, почему так названа та или иная улица. А ведь по названиям улиц можно прочитать культурную летопись города.
    Улицы. Улицы.... Они, как и люди олицетворяют город. И сегодня мы хотим рассказать вам об одной из них.
    Улицу Тукая часто называют «Лениногорским бродвеем». Она расположена в самом центре города Лениногорска Республики Татарстан. И одна из самых приятных для отдыха улица. Она была названа именем Тукая, в знак уважения и любви к великому татарскому народному поэту, литературному критику и писателю, 16 декабря 1955 года (Решение исполкома Лениногорского городского Совета депутатов трудящихся от 16.12.1955 № 25).
    Мы выразим мнение многих горожан, если скажем, что эта улица одна из красивейших. Именно она имеет центральный въезд в город, на ней лучший зеленый наряд, на площади, которую образуют улицы Ленинградская и имени Тукая, возвышается памятник Владимиру Ильичу Ленину, на ее пересечении с проспектом имени Ленина лучшая зона отдыха — у фонтана «Балерины», именно она выводит нас к лесу на лыжню зимой и летом на прогулки. Многое можно узнать о городе, о делах лениногорцев, если пройтись по этой улице и «поговорить» с ней. А на вечерней пешей прогулке у Вас будет уникальная возможность увидеть улицу во всех ярких красках. Здания улицы будут светиться различными подсветками. Это удивительное путешествие не оставит Вас равнодушными. Ночной Лениногорск с улицей Тукая, ни капли не уступает Казани, Нью- Йорку, Парижу и даже Лас Вегасу.
    Недалеко от фонтана «Балерины» за Дворцом культуры, на мраморном постаменте установлен бюст Г. Тукая (создан 17 августа 2000 года, реконструирован 2011 году). Авторами проекта являются казанский скульптор В. И. Рогожин и член Союза архитекторов России и Татарстана, член Союза дизайнеров России заместитель главного архитектора нашего города Ф. Ф. Сайфуллин. Ежегодно 26 апреля у памятника Габдуллы Тукая проходят торжественные мероприятия, посвященные дню рождения татарского поэта.
    На улице Тукая проживали и проживают известные люди: Рахимова Галия Магсумовна —— за многолетний труд в области образования, широкую просветительскую работу, нравственное воспитание подрастающего поколения присвоено звание ветеран педагогического труда.
    Каниф Баянович Хакимов — участник Великой Отечественной войны, профессиональный журналист и фотограф.
    Раиса Махумовна Фатхуллина — отличник просвещения России, заслуженный учитель школы Татарстана, серебряный медалист ВДНХ СССР, почётный член (академик) Российской академии гуманитарных наук, лауреат Республиканского конкурса «Женщина года — 2012», обладатель Золотой медали «Роза мира» Международной Гуманитарной Академии «Европа — Азиа» в номинации «Подвижник в науке и образовании — 2013», лауреат регионального тура Всероссийского конкурса «Гражданская инициатива» 2014 года в номинации «Память».
    Җәмит Гатинович Рахимов — с 1977 года член Союза писателей Республики Татарстан. Его произведения удостаивались премий на республиканских конкурсах, премии обкома ВЛКСМ. За успехи в области публицистики он удостоен премии им. Шамиля Бикчурина Лениногорского муниципального района. В 1985 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан».
    Рамазан Байтимеров — поэт, участник Великой Отечественной войны войны, автор слов гимна Республики Татарстан.
    Никишин Григорий Иванович- заслуженный учитель Республики Татарстан, учитель исследователь, лауреат Академии педагогических наук СССР, участник Великой Отечественной войны и двух парадов Победы, Кавалер двух орденов «Славы», трех орденов «Отечественной войны», двух орденов «Красной Звезды». Награжден медалями за «Отвагу» и «За трудовые отличия», почетный гражданин города Лениногорска.

    На улице Тукая расположены редакции двух центральных газет города: «Лениногорские вести» и «Заман Сулышы», Дом книги, Детская библиотека им. Ю. Гагарина, бюст Г. Тукаю, фонтан «Балерина», Центральная городская площадь им. Ленина, на которой расположены- Дворец культуры, памятник Владимиру Ленину, колоннада, пешеходная зона, многочисленные офисы и многое другое. Именно на Центральной площади им. Ленина проходят все основные, значимые, масштабные городские мероприятия, такие как: 1 июня, Выпускной вечер- бал, концерты посвященные праздникам- 12 июня- День России, 1 сентября- День знаний, 4 ноября, и др.
    Сегодня Лениногорск — это красивый, нефтяной город, любимый его жителями, которые уважают его историю, и день за днем создают настоящее и будущее, достойное города.

  • Дополнительно:
  • Фантазия на тему: устройство мест отдыха горожан


    Лениногорск — город рожденный нефтью, ему всего 60 лет, но он очень красив и уютен. Лениногорск называют «Маленькой Швейцарией», так как он утопает в зелени. «Черное золото» остается нашей главной продукцией. Лениногорский район — Родина 15 героев Советского Союза, десятков известных ученых и деятелей искусств. Здесь жили и работали всемирно известные деятели татарского народа: Габдрахим Утыз Имяни, Риза Фахретдин. Наш район богат не только нефтью, он славится своей чистой родниковой водой, минеральными источниками и серной грязью.
    В городе есть любимое место отдыха, это улица Г. Тукая, в народе ее еще называют «лениногорским бродвеем», так как улица утопает в зелени, здесь стоят уютные скамейки, где любят отдыхать жители и гости нашего города.
    Фантазии..., мечты, и еще раз мечты и фантазии.... На улице Г. Тукая
    г. Лениногорска мы предлагаем открыть место отдыха для горожан и гостей — Мини-сквер «имени Габдуллы Тукая». Огромной и заслуженной любовью пользуются произведения Г. Тукая в Республике Татарстан. Его произведения, одухотворенные высокими национальными идеалами затрагивают самые тонкие струны народной души. И поэтому мы предлагаем открыть сквер, где будет стоять не сам памятник Г. Тукаю, а его произведения.
    На рисунке мы видем это так: Сам сквер в форме круга в обрамлении низкорослых кустарников. В центре сквера расположен действующий фонтан «Су анасы» (в переводе с татарского языка «Водяная») по мотивам сказки Г. Тукая. В сказке фигура водяной сидит на доске, свесив ноги в воду и расчесывает волосы золотым гребнем. Именно этот отрывок взят за основу фонтана. Фигура водяной изготовлена из бронзы, гребень окрашен в золотой цвет. В конструкцию фонтана включены кувшинки, которые в вечернее время суток выполняют функцию подсветки фонтана. Облицовка фонтана выполнена из декоративного камня.
    Подход к фонтану состоит из 4 дорожек, выполненных из плиток красного цвета. Отличительной чертой сквера являются скамейки. Они выполнены в стиле художественная ковка. Спинки скамеек украшают открытые книги, на которых изображены известные персонажи и отрывки из сказок и поэм Г. Тукая. Это Шурале, Сказка о козе и баране, Мороз, Су анасы на русском и татарском языках. Серым цветом на рисунке изображен асфальт, на котором дети смогут рисовать мелом рисунки.


    В наших планах к 130-летию великого поэта создать в 2016 году этот самый сквер.

     

    Работу выполнили: Афанасьева Елена Владимировна, Ерохина Ильмира Ринатовна, Гордеева Наталья Владимировна, Хайруллин Марат Ильшатович, Хасанова Гульнар Марсельевна

  • Документы:

  • 1. 1.jpeg
  • Участник:

  • Ерохина Ильмира Ринатовна

ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ